Главная -> Меры по улучшению индекса статистического потенциала -> Отчет о результатах инвентаризации состава индекса статистического потенциала Всемирного банка

Отчет о результатах инвентаризации состава индекса статистического потенциала Всемирного банка

Отчет о результатах инвентаризации состава индекса статистического потенциала Всемирного банка, изучения методологии формирования составных индикаторов данного индекса и предложения по улучшению позиции Узбекситана в международном рейтинге

 

 

Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года №УП-5635 “О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» (пункт 15, приложение №3) и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 февраля 2019 года   №ПП - 4210 «О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах» Госкомстат и Центр переподготовки кадров и статистических исследований определены ответственными за улучшение позиций Узбекистана в международном рейтинге Всемирного банка по индексу статистического потенциала.  

 

В целях организации работ по исполнению постановления Президента Республики Узбекистан от 25 февраля 2019 года №ПП - 4210 «О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах», приказом Госкомстата от 28 февраля т.г. определены ответственные подразделения (Центр переподготовки кадров и статистических исследований, Управление организации и методологии статистических работ и Управление распространения информации, международного сотрудничества и информационного обмена) по улучшению позиции страны в индексе статистического потенциала Всемирного банка, а также утвержден «План практических мер по организации работ по улучшению позиции Республики Узбекистан в рейтинге Всемирного банка по индексу статистического потенциала в 2019 году». 

 

Приказом Госкомстата определены основные задачи ответственных подразделений, поручено осуществление соответствующих мер по организации работ по улучшению позиции Узбекистана в рейтинге Всемирного банка по индексу статистического потенциала.

 

Планом практических мер предусмотрены основные мероприятия, осуществляемые в 2019 году Госкомстатом и Центром переподготовки кадров и статистических исследований, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, по анализу действующего состояния страны в международном рейтинге,  обеспечению сбора и отражения в индексе имеющихся показателей, улучшению и стабильному сохранению в дальнейшем позиции страны в индексе статистического потенциала. 

 

Первым пунктом плана мероприятий ответственным подразделениям было поручено проведение инвентаризации состава индекса статистического потенциала, изучение методологии формирования составных индикаторов, определение министерств и ведомств, ответственных за разработку отдельных индикаторов Индекса.

 

Результаты изучения показывают, что индекс статистического потенциала разработан Всемирным банком в 2004 году с целью измерения прогресса в создании статистического потенциала в странах.

Индекс статистического потенциала представляет собой обзор статистического потенциала более 140 развивающихся стран и основан на диагностической структуре, разработанной с целью оценки потенциала национальных статистических систем с использованием метаданных, доступных для большинства стран, и мониторинга прогресса в наращивании статистического потенциала. 

 

Структура Индекса статистического потенциала Всемирного банка состоит из следующих 3-х разделов:

1. Статистическая методология.

2. Исходные данные.

3. Периодичность и своевременность.

 

По каждому разделу, составителями индекса статистического потенциала страна оценивается по определенным критериям с использованием информации, получаемой от Всемирного банка, МВФ, ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ. Составной балл для каждого измерения и общий балл, объединяющий все три измерения, выводятся для каждой страны по шкале от 0 до 100. При этом, оценка 100 означает, что страна соответствует всем критериям.

 

Статистическая методология - измеряет способность страны придерживаться рекомендованных на международном уровне стандартов и методов. Этот аспект учитывается путем оценки руководящих принципов и процедур, используемых для составления макроэкономической статистики, а также практики представления и оценки социальных данных. Страны оцениваются по ряду критериев, таких как использование обновленного базового года национальных счетов, использование последнего руководства по Платежному балансу, статус отчетности по внешнему долгу, подписка на Специальный стандарт распространения данных МВФ и представление в ЮНЕСКО данных о контингенте учащихся и др.

 

Данный раздел состоит из следующих индикаторов:

- базовый год национальных счетов;

- используемое руководство по платежному балансу;

- статус отчетности по внешнему долгу; 

- индекс потребительских цен;

- индекс промышленного производства;

- цены на экспортные и импортные товары (услуги); 

- система учета государственных финансов;

- отчет о контингенте учащихся в ЮНЕСКО;

- отчет об охвате вакцинацией в ВОЗ и ЮНИСЕФ;

- специальный стандарт распространения данных МВФ.

 

Исходные данные – этот раздел отражает, осуществляет ли страна деятельность по сбору данных в соответствии с рекомендуемой на международном уровне периодичностью, а также доступны и надежны ли данные из административных систем для целей статистической оценки. В частности, используются следующие критерии: периодичность переписей населения и сельского хозяйства, периодичность обследований бедности и здоровья, а также полнота охвата системы учета естественного движения населения.

 

Данный раздел состоит из следующих индикаторов:

- периодичность переписи населения;

- периодичность сельскохозяйственной переписи;

- периодичность обследования здоровья населения;

- периодичность обследования бедности; 

- полнота системы регистрации естественного движения населения.

 

Периодичность и своевременность – раздел рассматривает наличие и периодичность ключевых социально-экономических показателей. Этот раздел измеряет степень доступности данных для пользователей путем преобразования исходных данных в своевременные статистические результаты. Используемые критерии включают показатели бедности по уровню доходов, здоровья детей и матерей, ВИЧ/СПИДа, начального образования, гендерного равенства, доступа к воде и роста ВВП.

 

Данный аспект состоит из следующих индикаторов:

- бедность (доля населения, живущего ниже 1 доллара в день);

- детское недоедание (дети с недостаточным весом в возрасте до 5 лет);

- детская смертность (уровень смертности детей в возрасте до 5 лет);

- детская иммунизация (доля иммунизации против кори детей до 1 года);

- распространенность ВИЧ (% населения в возрасте 15-49 лет);

- материнское здоровье (роды с участием квалифицированного медперсонала); 

- гендерное равенство в образовании (коэффициент охвата девочек в школах);

- завершение начального образования;

- доступ к воде (доступ к улучшенному источнику воды; 

- рост ВВП (рост ВВП на душу населения). 

 

Результаты изучения структуры индекса статистического потенциала и методологии формирования составляющих индикаторов показывают, что разработчиками данных индикаторов наряду с Госкомстатом являются: 

 

- Министерство финансов;

- Министерство трудовых отношений и занятости;

- Министерство здравоохранения;

- Министерство народного образования;

- Центральный банк;

- Министерство экономики и промышленности (по отдельным индикаторам совместно;

- Министерство сельского хозяйство (по отдельным индикаторам совместно). 

 

По последним данным за 2018 год, индекс статистического потенциала Узбекистана в рейтинге Всемирного банка составляет 51,11 (в том числе по разделу статистической методологии – 50,0, по разделу исходных данных – 20,0, по разделу периодичности и своевременности – 83,3).

 

Анализ низкого индекса Узбекистана в рейтинге Всемирного банка по индексу статистического потенциала за 2018 год показывает, что из общих 25 составляющих индикаторов по 11 индикаторам информация по стране в базе данных Банка полностью или частично отсутствует (в том числе по первому разделу 5, по второму разделу 4 и по третьему разделу 2 индикатора).  

 

При этом, по вине составителей рейтинга отдельные показатели страны, информация по которым доступна к получению международным организациям, при составлении рейтинга не учтены. Например, данные по индексу промышленного производства и индексу потребительских цен (разработчик Госкомстат) доступны в базе данных ОСРД МВФ, информация по используемому Руководству по платежному балансу (разработчик Центральный банк) доступна на сайте Центрального банка. 

 

Информация по этим 3-м индикаторам со стороны Госкомстата представлены Группу Всемирного банка в Узбекистане с целью передачи составителям индекса и отражения ими при пересмотре расчета индекса по стране. В случае использования экспертами при составлении рейтинга данных индикаторов, информация по которым доступа составителям рейтинга, сводный рейтинг Узбекистана в индексе статистического потенциала составил бы 61,11 (в том числе по разделу статистической методологии – 80,0, по разделу исходных данных – 20,0, по разделу периодичности и своевременности – 83,3).

 

Перечень остальных индикаторов, информация по которым в базе данных Всемирного банка отсутствует и соответственно неучтены экспертами при составлении рейтинга: 

 

- цены на экспортные и импортные товары (услуги); 

- специальный стандарт распространения данных МВФ;

- периодичность переписи населения;

- периодичность сельскохозяйственной переписи; 

- периодичность обследования здоровья населения;

- периодичность обследования бедности;

- бедность (доля населения, живущего ниже 1 доллара в день);

- детское недоедание (дети с недостаточным весом в возрасте до 5 лет).

 

Справочно: по индикатору индекса «Периодичность переписи населения» - т.е. по проведению в стране переписи населения принят Указ Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года №УП-5655 «Об утверждении концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан». 

 

В целях улучшения и стабильного сохранения в дальнейшем позиции Узбекистана в рейтинге Всемирного банка по индексу статистического потенциала и учитывая, что отдельные составные индикаторы Индекса разрабатываются другими министерствами и ведомствами, считается необходимым: 

 

1) создание Межведомственной рабочей группы по повышению позиции Узбекистана в рейтинге Всемирного банка по индексу статистического потенциала (в связи с чем, заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо определить ответственных работников и координирующего заместителя министра или председателя); 

 

2) разработка Межведомственного плана организационных мероприятий по улучшению позиции страны в рейтинге Всемирного банка;

 

3) после проработки с заинтересованными министерствами, внести предложения в Правительству страны о необходимости: 

 

- проведения в стране сельскохозяйственной переписи (в мировой практике проводится каждые 10 лет), обследования бедности (рекомендуется проводить каждые 3-5 лет), обследования здоровья населения (рекомендуется проводить каждые 3-5 лет), обследования бедности (рекомендуется также проводить каждые 3-5 лет);

 

- присоединения Узбекистана к Специальным стандартам распространения данных МВФ;

 

4) проработать вопрос обновления Министерством здравоохранения в базе данных Всемирного банка и ВОЗ информации о детском недоедание, т.е. о детях с недостаточным весом в возрасте до 5 лет; 

   

5) рассмотреть возможность внедрения начиная с 2020 года в практику статистическое отслеживание цен на экспортные и импортные товары (услуги) с расчетом соответствующих индексов.   

  

Центр переподготовки кадров и статистических исследований, 

Управление организации и методологии статистических работ, 

Управление распространения информации, международного сотрудничества и информационного обмена.


Информация о методологии формирования Индекса статистического потенциала Всемирного банка



  • X
    Комментарий: Имя: Email:
    Введите код с картинки: